Наука и инновации                                                                                             

Гранты и конкурсы

Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2014

 

В Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков»
Новости
15.06.2017 17:38

23 мая 2017 года в Российской академии образования на базе Института стратегии развития образования РАО прошла Международная научно-практическая конференция «Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков». Понятие глобальных рисков стало объединяющим для ученых, обсудивших результаты и перспективы работы в этой области исследований. В программе конференции было заявлено 15 докладов и сообщений, представленных в основном сотрудниками Института стратегии развития образования РАО. В числе докладчиков были представители двух российских регионов – Удмуртии (УдГУ) и Калмыкии (КалмГУ).

          С приветственным словом к участникам конференции обратилась президент Российской академии образования, академик РАО Л.А. Вербицкая.  Людмила Алексеевнаподчеркнула актуальность тематики заседания, особо акцентируя внимание присутствующих экспертов на том, что прогресс в мировом образовательном пространстве сегодня невозможен без информатизации образования.

          В условиях цифрового общества важно осознание необходимости повышения качества современной российской системы образования, упрочнения ее позиции в глобальном образовательном пространстве. Отмечая положительную роль глобализации образования, Л. А. Вербицкая подчеркнула, что нельзя в то же время забывать о многочисленных рисках, которые несут в себе глобальные процессы. Анализ тенденций развития образования показывает, что наряду с общими организационными, содержательными, ценностными ориентирами и образовательными инновациями имеют место и общие проблемы, которые можно решить только сообща.

          Участники конференции обсудили состояние и особенности формирования образовательного пространства в условиях глобальных рисков, методологию исследований и философско-методологические основы образовательного процесса. Особое внимание было уделено проблеме формирования содержания естественнонаучного и гуманитарного образования с учетом глобальных рисков, а также электронному обучению.

          В установочном докладе академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики, академика РАО  М.Л. Левицкого была подчеркнута важность развития теоретических исследований в области образования и педагогики, ориентации исследовательского потенциала ученых на решение важнейших проблем создания новой школы, способной отвечать на вызовы времени. В условиях модернизации системы образования, перехода на новые образовательные стандарты повышается роль и ответственность ученых в разработке стратегических направлений социокультурной модернизации российского образования.

          Интенсивно протекающий процесс информатизации образовательной среды ставит перед научно-педагогическим сообществом новые дидактические проблемы. В этом контексте современная дидактика представлена как развитие теории обучения, цели которого отражают запросы на подготовку человека, способного жить в современном информационном обществе.

           Михаил Львович особо подчеркнул, что содержание образования должно своевременно отражать кардинальные изменения, происходящие в обществе, а методы преподавания быть адекватными современным методам познания научных и социальных закономерностей, обеспечивать реализацию возможностей, возникающих в процессе развития информационных и коммуникационных технологий: «Скорость процессов, которые определяют те или иные тенденции образования резко увеличилась за последние годы.  Сейчас мы имеем дело с тем самым диалектическим переходом количества в качество, когда отдельные процессы измеряются не только отдельными количественными показателями, но и приобретают некоторое качественное звучание».

В серии последующих сообщений были раскрыты дополняющие общую модель проблемы совершенствования педагогического образования.

Директор Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор С.В. Иванова выступила с докладом «Образовательное пространство в современном мире: междисциплинарный аспект». Интенсивное теоретическое осмысление путей развития образования в области педагогики «изнутри» приводит к необходимости согласовать эти поиски с социально-философскими и культурологическими установками в отношении образования как ресурсообразующего общественно-государственного и личностного феномена. 

Особое внимание в своем выступлении Светлана Вениаминовна уделила вкладу фундаментальных исследований Института стратегии образования РАО в педагогическую науку и практику. Главная идея, высказанная в выступлении, – современная педагогическая наука может сыграть важную роль в решении многих задач социокультурной модернизации российского общества. Достижение этого возможно на основе междисциплинарной интеграции – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса.

М.В. Богуславский представил доклад «Перспективные тенденции развития образовательного пространства Российской Федерации».По мнению выступавшего, за модернизационными процессами всегда стоят сложные социокультурные факторы. Михаил Викторович говорил о необходимости соответствия темпа реформ реальным возможностям российского общества, необходимости интеграции на основе базовых ценностей.

Заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Абрамович Лукацкий в сообщении «Чему и как учить: ответы педагогической науки на глобальные вызовы эпохи» отметил актуальность исследовательской деятельности, ориентированной на выявление сущности и специфики методологических оснований современной педагогической науки В выступлении было обращено внимание на ряд дифференциальных признаков, которые должна иметь научно-педагогическая информация как информационная составляющая научной картины мира, а также на основные задачи педагогики: сформировать современные представления о проблематике и ключевых положениях педагогической науки;     вести современные научные разработки в области дидактики, учитывающие индивидуальные, половозрастные и психологические особенности обучающихся. Речь идет о теоретическом базисе, понятийном аппарате и исследовательском инструментарии педагогической семиологии.

Большой интерес вызвал доклад члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора, заместителя директора по научной работе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» В. В. Серикова «Снижение качества педагогических исследований – риск утраты прогностической функции педагогической науки». Владислав Владиславович подчеркнул взаимосвязь педагогического знания и педагогической деятельности, обратил внимание на проблемы отрыва педагогической теории от образовательной практики.

Ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук Михаил Владимирович Кларин посвятил свое сообщение «Экспансия образовательного пространства – ответ на вызовы современного мира» выявлению и анализу новых социокультурных потенциалов, вызовов, возможностей, рисков, ограничений, не устраняемых традиционно существующими методами и рекомендациями в сфере образования и педагогической науки. Сегодня это то требование, которое социум уже больше не может не учитывать. Образование становится проектно создаваемой действительностью.

«Влияние современного медиадискурса на образовательный процесс» - такова была тема сообщения Чекуновой Марины Анатольевны, доцента кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов, кандидата философских наук.

Главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Анатолий Никифорович Захлебный выступил на тему «Отражение современной научной картины мира в содержании естественнонаучного и гуманитарного образования с учетом глобальных рисков». 

В сообщении заместителя директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидата педагогических наук Е.В. Бебениной «Глобальные рейтинги университетов как инструмент проектирования образовательного пространства» был представлен подробный анализ схем оценки университетов исходя из 3 основных рейтингов. Проблема проверки способности современных вузов выпускать высококачественных специалистов актуализирована происходящими во всем мире процессами глобализации. Глобализация послужила мощным импульсом для развития межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности, придала новую значимость вопросам сопоставления уровня и качества научно-образовательной деятельности вузов всего мира.

Екатерина Вячеславовна отметила, что международные рейтинги университетов формируют модели и задают стандарты современного университета, которым и пытаются следовать многие вузы мира. В течение последнего десятилетия в мировом научно-образовательном сообществе ведутся активные дискуссии по поводу получивших широкое распространение рейтингов университетов: исследователи разных частей мира обсуждают их объективность, преимущества и недостатки по сравнению с другими способами сопоставления деятельности вузов, перспективы дальнейшего развития рейтингов вузов. Университетские рейтинги служат ориентиром при осуществлении политики развития национальных систем образования. Одним из первых указов В.В.Путина на посту Президента нашей страны стал Указ №599 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором одной из задач развития российской системы высшего образования ставится «… вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Е.В. Бебенина подчеркнула, что далеко не всеми исследователями университетские рейтинги оцениваются позитивно и на примере Шанхайского рейтинга университетов показала истинную целевую установку данного рейтингования, ангажированность ряда показателей, причины выбора и назначения веса. 

 
              В выступлении к.ф.н., доцента Э.У. Омакаевой, представлявшей научный отдел Калм ГУ, был озвучен совместный доклад с д.п.н., проф. Г.М. Борликовым (президентом КалмГУ) на тему  «Евразийский вектор стратегических проектов КалмГУ как опорного регионального университета в современном образовательном пространстве России в условиях глобальных рисков». В результате научно-обоснованного анализа современной образовательной политики КалмГУ и стратегических перспектив университета была определена функциональная роль университета в регионе. Поставлены сложные вопросы о том, в каком направлении идет сегодня в республике образовательный процесс, каковы его наиболее рельефные тенденции и насущные задачи, насколько органично КалмГУ как опорный региональный университет вписывается в образовательное пространство России первой четверти XXI в., какие научно-образовательные центры его представляют. Более подробно была освещена активная международная деятельность КалмГУ по развитию восточного вектора, евразийских исследований и продвижению русского языка и литературы за рубежом: в Монголии, Китае, Шри-Ланке и др. странах.

Было особо подчеркнуто, что только ясное представление о миссии и стратегических целях опорного регионального университета позволяет руководству КалмГУ вести вузовский корабль в нужном направлении.

Прозвучавшие доклады вызвали дискуссию в профессиональном сообществе, в результате которой были определены проблемы для обсуждения. Это говорит об особой актуальности проблем, связанных с педагогическим образованием.

Участники конференции выразили убежденность в необходимости дальнейшей системной интеграции российского образования в мировое пространство наряду с бережным сохранением и творческим развитием накопленного отечественным образованием ценного опыта, дальнейшим развитием классических традиций, педагогических достижений, продуктивного междисциплинарного диалога, социокультурных инноваций.

Участники конференции согласовали общую научно-теоретическую и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений практической реализации задач развития и совершенствования образования в Российской Федерации в условиях глобальных рисков и выработали рекомендации по его дальнейшему развитию, которые будут представленыс учетом внесенных предложений и замечаний в итоговой резолюции и в докладе «Вызовы, стратегии и тактики образования в России в 21 веке», который Российская академия образования подготовила для представления в Правительство РФ.

 

 

Научный отдел

 

 
© 2017, Калмыцкий государственный университет
Разработка сайта: « Студия Ра », Дизайн сайта: « Рудиз » Сектор поддержки сайта КалмГУ тел.: 8(84722)4-51-05
Яндекс.Метрика