Наука и инновации                                                                                             

Гранты и конкурсы

Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад 2014

 

Будьте настоящими гражданами своей страны!
ВЫПУСКНИКИ КАЛМГУ
12.12.2016 15:08

Очиров Уташ Борисович

ведущий научный сотрудник КалмНЦ РАН

доктор исторических наук, доцент 

Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия

Родился 7 сентября 1973 года в г. Элиста. В 1995 г. с отличием окончил историческое отделение Калмыцкого госуниверситета, в 1998 г. – аспирантуру по специальности «Отечественная история» Калмыцкого госуниверситета. В 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию «Советская авиация в Корейской войне 1950 – 1953 гг.» (ВолГУ, Волгоград), в 2007 г. – докторскую диссертацию «Калмыкия в период революции и Гражданской войны (1917 – 1920 гг.)» (ИРИ РАН, Москва). Победитель конкурсов «Кандидаты и доктора наук РАН» Фонда содействия отечественной науки в 2006 и 2007 гг. Автор и соавтор 7 монографий, свыше 120 научных статей по вопросам военной истории и истории Калмыкии.

 

–  Уташ Борисович, Вы выпускник Калмыцкого государственного университета. Не сомневаемся, что Вы могли бы успешно учиться и в столичных вузах. Скажите, пожалуйста, почему в свое время Вы выбрали именно наш университет?

 

 –Выбор Калмыцкого университета для получения высшего образования был обусловлен социально-экономической ситуацией того времени. Экономические программы перестройки к тому времени уже терпели явный крах, заметно повысились цены, усилился дефицит товаров в магазинах, при этом интуиция говорила о том, что в ближайшем будущем ситуация только ухудшится. Мои родители были отнюдь не миллионерами, а простыми госбюджетниками: отец – актер Калмыцкого драматического театра, мать – преподаватель Калмыцкого государственного университета. Мой старший брат уже учился в иногороднем медицинском вузе, и моя учеба в московском вузе (иные города в силу юношеской самонадеянности даже не рассматривались) могла пробить существенную дыру в семейном бюджете. Увы, действительность гайдаровских реформ, приведших к массовому обнищанию народа, многократно превзошла самые мрачные прогнозы, не говоря уже о проблемах обострения межнациональных отношений, и выбор университета в родном городе в «лихие девяностые» создал относительно комфортную «подушку безопасности», позволившую мне сконцентрироваться на учебе, не тратить время и ресурсы на поиски подработок и обустройства быта.

Не пришлось жалеть о выборе университета и в плане качества образования. Хотя Советский Союз разрушился ( я был тогда студентом 2-го курса), учеба в университете осуществлялась по классическим советским образовательным программам, подвергшимся незначительным изменениям: например, был убран предмет «История КПСС», переименованный в «Социально-политическую историю двадцатого века», которую мы на 1-м курсе в шутку называли «СПИД века». Среди преподавателей исторических кафедр был ряд высокоэрудированных и увлеченных своей профессией специалистов, которые сумели передать многим студентам частичку своих знаний, фанатизма в хорошем смысле слова и опыта. Многие педагогические приемы, «подхваченные» у них, активно использовались мною в пору работы   школьным учителем, а затем и преподавателем КалмГУ и сотрудником КИГИ РАН. С гордостью считаю себя воспитанником советской школы высшего профессионального образования, которую оцениваю достаточно  высоко.

 

– Учеба в университете предполагает участие студентов в научных исследованиях. Это работа в спецсеминарах, подготовка курсовых проектов, научные доклады на конференциях в рамках НИРС, наконец, дипломная работа. Однако далеко не все выпускники становятся учеными. С чего начались Ваши научные изыскания? Какие обстоятельства или, возможно, личности повлияли на выбор научной стези как профессиональной?

– Увлечение историей у меня проявилась еще в детстве. Наверно, мне очень повезло в том, что свое хобби смог реализовать по основному месту работы и даже получать за занятие любимым делом зарплату. Что касается влияния личности на выбор науки в качестве профессии, то, конечно же, большое влияние на меня оказали мой дед – Уташ Улазганович Очиров, известный калмыковед, специалист в области калмыцкого синтаксиса, первый декан КалмГУ (когда создавался Калмыцкий пединститут  – предтеча КалмГУ, – преподавательских кадров не хватало, поэтому первоначально деканат филфака действовал как объединенный деканат для всех вновь образованных факультетов); и моя мать – Нэлли Уташевна Очирова, которая более сорока лет проработала на кафедре русского языка, преподавая такие предметы, как «Старославянский язык», «Историческая грамматика» и др.

 

 – Студенчество – особая пора. Наверное, Вы не все время сидели над книгами. Чем запомнилось Вам это время?

  – Поскольку история, как я уже говорил, была и моим хобби, то значительную часть свободного времени тратил на самообразование, в основном, читал книги, так как информационные технологии не были так развиты, как сейчас. С другой стороны, на меня никто в этом отношении   не давил, поэтому читал то, что хотел и сколько хотел. У меня оставалось время и для других занятий, например, спортом (в разное время бывали вспышки увлечения шахматами, бриджем или футболом) или неформального общения с однокурсниками и однокурсницами. Для меня студенчество – это действительно особая пора. О многих однокурсниках вспоминаю с большой теплотой, с некоторыми из них меня связывает крепкая дружба. Всегда с большой охотой откликаюсь на предложения о встрече студенческих друзей.

 

  – Трудно ли заниматься наукой в наше непростое время, когда многие предпочитают уходить в бизнес или вынуждены менять профессию?

– К сожалению, сегодня наукой заниматься действительно непросто, а по мере накапливания и наращивания негативных последствий поспешной и непродуманной реформы Российской академии наук стало и вовсе тяжело. При этом российские ученые, за редким исключением, не купаются в роскоши, как удачливые бизнесмены, и их зарплаты далеки от заработков, получаемых нашими западными и азиатскими коллегами. Поэтому особо не удивляюсь, наблюдая, как талантливая молодежь, способная заниматься наукой, уходит в бизнес, банковскую сферу, правоохранительные органы, Вооруженные силы и т.д. Не сомневаюсь в том, что они добьются успехов в новом деле, поскольку серьезное занятие наукой требует острого ума, широких познаний, хорошей памяти. Не могу осуждать этих людей: при подобном отношении государства к своим ученым такой выбор понятен, хотя это вызывает большое беспокойство за наше общее будущее. Ведь нельзя забывать о том, что деградация фундаментальной науки неминуемо приведет к ослаблению обороноспособности страны, существенному снижению ее производительности, окажет негативное влияние на многие отрасли социально-экономической сферы, что, в конечном счете, может обернуться распадом или гибелью государства с многовековой историей. С другой стороны, в результате такого «отбора» в науке остаются лишь  по-настоящему увлеченные и без остатка отдающие себя любимому делу специалисты. О такой молодежи можно говорить только с чувством искренней радости и восхищения!

 

–  Что бы Вы пожелали студентам, всерьез увлеченным наукой?

Давать какие-то конкретные советы о том, как заниматься той или иной научной работой, наверно, было бы неправильно. Здесь студентам лучше прислушаться к своим научным руководителям, которые могут дать более конкретный и полезный совет.

Что касается советов общего характера, то хотел бы заострить внимание научной молодежи на трех вопросах.

Во-первых, следует всегда помнить, что самый главный капитал ученого – это его научная репутация. Если запачкать ее подтасовками и «пофигизмом», если в глазах других ученых твои исследования потеряют доверие и авторитет, то на будущем карьеры можно «поставить крест». На восстановление своей научной репутации человек иногда тратит десятилетия, и оставшейся жизни может для этого не хватить. Берегите свою репутацию ученого, не делайте скоропалительных выводов, не гонитесь за дешевой сиюминутной славой, каждый результат вашего научного исследования или эксперимента (даже самого маленького и незначительного) должен быть объективен и обоснован неопровержимыми доказательствами.

Во-вторых, молодые ученые, увлекаясь умственным трудом, часто «задвигают» проблемы своего физического здоровья, откладывая их «на потом». А потом для восстановления требуется прикладывать в несколько раз больше ресурсов, трудозатрат, нервов… Здоровье – это такая штука, которую нельзя купить ни за какие деньги. Берегите себя!

Наконец, в-третьих, призываю научную молодежь не замыкаться в своих научных исследованиях, а использовать свой интеллект и энергию молодости в общественных интересах, занимать активную жизненную позицию во всех или большинстве доступных для вас сферах общества: политике, культуре, спорте, волонтерском движении… Будьте настоящими гражданами своей страны!

 

 
© 2017, Калмыцкий государственный университет
Разработка сайта: « Студия Ра », Дизайн сайта: « Рудиз » Сектор поддержки сайта КалмГУ тел.: 8(84722)4-51-05
Яндекс.Метрика